Эдип женился на матери случайно, а потом Фрейду понравилась сама идея.
Я сойду с ума с этой архитектурной метафорой у Мандельштама! Сейчас анализирую программное произведение Айа-София и понимаю, что мне без толкового словаря архитектора не обойтись! Итак:
Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах.
В христианских храмах апсида как правило представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Вместе с тем, назначение апсид может быть и иным, утилитарным или декоративным. Так, собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря окружен апсидами со всех сторон. В католических храмах в апсидах могли размещаться капеллы.
Православный храм имеет обычно нечётное число апсид — три или одну. Константинопольские храмы IX-XI веков часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря. К XIV веку три апсиды в трехапсидных храмах превращаются из трех алтарей в алтарь в средней апсиде, протезис (русский «жертвенник») в северной апсиде и диаконник (или ризница) для хранения литургических облачений и богослужебных книг в южной апсиде.
В западноевропейской архитектуре апсидой может называться аналогичная по форме часть внутреннего помещения храма, содержащая алтарную часть, хотя и не являющаяся внешним выступом.
Эксе́дра (греч. έξέδρα, сиденье за дверями) — полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом. Экседра появляется у древних греков. Она представляла собой пристройку к помещению для собраний, например перистилю или гимназии, вдоль стены которой непрерывным рядом шли каменные скамьи с высокими спинками; под сиденьями обычно имелся подиум. Комната служила для разговоров, чтения лекций, дискуссий.
Отдельно стоящая экседра с бронзовой портретной статуей, помещавшаяся вдоль священных дорог или на открытых пространствах в святилищах, довольно распространена в эллинистической архитектуре, например ее можно встретить в Делосе или Эпидавре. Иногда эллинистические экседры размещались вблизи агоры, как, например, в Приене.
В византийской и романской архитектуре экседра превратилась в апсиду, а словом экседра сейчас чаще обозначают второстепенные апсиды или ниши в усложненных планах византийских церквей.
Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах.
В христианских храмах апсида как правило представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Вместе с тем, назначение апсид может быть и иным, утилитарным или декоративным. Так, собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря окружен апсидами со всех сторон. В католических храмах в апсидах могли размещаться капеллы.
Православный храм имеет обычно нечётное число апсид — три или одну. Константинопольские храмы IX-XI веков часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря. К XIV веку три апсиды в трехапсидных храмах превращаются из трех алтарей в алтарь в средней апсиде, протезис (русский «жертвенник») в северной апсиде и диаконник (или ризница) для хранения литургических облачений и богослужебных книг в южной апсиде.
В западноевропейской архитектуре апсидой может называться аналогичная по форме часть внутреннего помещения храма, содержащая алтарную часть, хотя и не являющаяся внешним выступом.
Эксе́дра (греч. έξέδρα, сиденье за дверями) — полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом. Экседра появляется у древних греков. Она представляла собой пристройку к помещению для собраний, например перистилю или гимназии, вдоль стены которой непрерывным рядом шли каменные скамьи с высокими спинками; под сиденьями обычно имелся подиум. Комната служила для разговоров, чтения лекций, дискуссий.
Отдельно стоящая экседра с бронзовой портретной статуей, помещавшаяся вдоль священных дорог или на открытых пространствах в святилищах, довольно распространена в эллинистической архитектуре, например ее можно встретить в Делосе или Эпидавре. Иногда эллинистические экседры размещались вблизи агоры, как, например, в Приене.
В византийской и романской архитектуре экседра превратилась в апсиду, а словом экседра сейчас чаще обозначают второстепенные апсиды или ниши в усложненных планах византийских церквей.