Эдип женился на матери случайно, а потом Фрейду понравилась сама идея.
Адам – (от евр. ‘adam – «человек») в библейских сказаниях первый человек, прародитель всего человечества, созданный Богом во время творения мироздания.
читать дальшеВ Библии (Книге Бытия) имеется два основных сказания о сотворении человека Богом; они слиты вместе и одно из них является как бы уточнением другого. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании Богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены – из его ребра: «… и не было человека для возделывания земли. И создал Бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою… И сказал Бог Яхве: нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Бог Яхве образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навёл Бог Яхве на человека крепкий сон, и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал Бог Яхве из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепиться к жене своей, и будет одна плоть».
Другое сказание, жреческое, принадлежит к более позднему пласту библейских текстов, носит богословских характер и «исходит из сложившегося у израильтян в первом вавилонском плену представления о Боге как творце вселенной»; в нём сотворением людей завершается шестидневное творение мира Богом: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину и сотворил их. И благословил их Бог, и сказал Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Оба сказания, предписывая поведение человека, дали объяснение этим предписаниям, связав их с происхождением человека и т.д.; например, процессом творения они объясняли причину привязанности мужа и жены, ритуал питания (запрет употреблять в пищу кровь) и т.д. Однако при этом содержание этих сказаний несколько расходится по ряду мотивов. Например, по одному сказанию, человек «образован» из «праха земного» и «дыхания жизни», природа его двояка (плоть от праха, душа – из дыхания божьего); он создан прежде всего сущего, чтобы возделывать землю, а уже после него, затем, чтобы он не был одинок, Богом создаются растительность и животные (которым он дает имена, участвуя, таким образом в творении мира), и в заключение – женщина, помощница и жена человека. В другом же сказании человек богоподобен и, вместе со всем мирозданием сотворён из ничего силой «Божьего слова»; при этом мужчина и женщина созданы одновременно и в завершение замысла божьего, в последний день творения накануне субботы, и благословлены Богом на размножение и владычество над рыбами, птицами, скотом, гадами и всей землёю.
В принципе, все эти библейские мифы вполне согласуются с многочисленными антропогоническими мифами многих других народов. Так, сотворение человека из земли или глины встречается в египетских и шумеро-аккадских мифах; в частности, известно аккадское сказание о сотворении людей из глиняных статуэток: люди при этом создавались парами, а жизнь в них была вселена через пуповины (кстати, вопрос о том, имел ли пуповину Адам, не рождённый, но сотворённый высшей силой, веками обсуждался христианскими богословами и волновал иконописцев: например, на французской миниатюре XI века изображен Бог, перстом создающий углубление на животе глиняного Адама). Аккадский Мардук создал человека из глины, смешанной с кровью первобытного чудища Кингу; Иоскеха, демиург у гуронов, вылепил людей из глины по своему отражению в воде; египетский Хнум лепил людей на гончарном круге. Вообще, в мифологической модели мира человечество традиционно связывалось с землёй, «средним» миром; и эта идея нашла отражение в преданиях практически всех народов мира. Так, например, в варианте шумерского мифа Энки, бог-творец, выпускает людей из земли, проделав в ней отверстие мотыгой; у народов Тропической Африки первопредок Калунга сам выходит из земли, а затем творит первые человеческие пары. По другим мифам, богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Фактически, в основе всех этих мифов лежало представление о браке неба и земли: небо, проливая дождь, оплодотворяет землю, после чего она «родит», производя на свет всё живое.
Те же представления об устройстве мира и о плодородии земли, по-видимому, стали основой и для библейских мифов: Адам, вылепленный из земли (глины, «праха»), был как бы сыном земли и неба (тело от земли, дух – от небесного божества). Само имя Адама, по-видимому, также было связано с землёй (жен. род евр. ‘adamah означает «земля», первоначально, возможно, «краснозём»; так же как латинское homo, «человек» связано с humus, «земля»).
Миф о сотворении женщины из ребра мужчины, в принципе, мог быть отражением имевшегося к тому времени опыта размножения лозы от черенка. Впрочем, по мнению многих исследователей, здесь более вероятна другая версия, по которой сюжет о создании Евы из ребра был заимствован из шумерского предания о боге Энки, для исцеления больного ребра (на шум. яз. – «ти») которого была создана богиня – исцелительница ребра, предположительно, по имени Нин-ти. Шумерское слово «ти» означало не только «ребро», но и «давать жизнь» (так же, как в русском языке слово «живот», прежде означало и часть тела, и саму жизнь): имя же Евы (Хаввы), «женщины их ребра», как раз и означало «дающая жизнь».
О последующей судьбе первой человеческой пары повествует сказание, первоначально не связанное с рассказом о творении, но объединённое с ним в каноническом тексте Библии и представленное в книге Бытия, – сказание о том, как поддавшаяся искушению змея «жена» (Ева), а за ней и «муж», «человек» (Адам) вкусили в «саду эдемском» (раю) запретный плод с древа познания добра и зла, нарушив предписание Бога, что имело роковые последствия для Адама, Евы и всего человеческого рода: в наказание за прегрешение человек лишившийся бессмертия и (по одной из версий) изгнанный вместе с женой из рая, был обречён «в поте лица» добывать свой хлеб. Этот сюжет в христианском богословии был истолкован как «грехопадение», «первородный грех», исказивший «исконную природу» человека, созданного вначале невинным и безгрешным, его «богоподобие»; искупил же этот грех своей смертью Иисус Христос, «сын человеческий». Спасение человека от последствий «первородного греха» и католическая, и православная традиции видели в акте крещения, устанавливающим причастность крещеного к Иисусу Христу («новому Адаму»).
Согласно сказанию о «грехопадении», Бог Яхве, насадивший в начале времён сад в Эдеме на востоке и поместивший там созданного им человека, чтобы тот возделывал и охранял его, позволил человеку есть «от всякого дерева в саду», кроме дерева познания добра и зла, предупредив, что, если запрет будет нарушен, человек умрёт: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».
Однако запрет был нарушен, так как змей (по-еврейски слово мужского рода), самый хитрый из всех «зверей полевых», созданных Яхве, знал правду о том, что от запретного плода люди не умрут, как угрожал Яхве, но лишь: «познают добро и зло», и он обольстил жену, использовав её наивность и намеренно исказив содержание запрета: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое посреди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».
Немотивированность поведения змея впоследствии дала повод считать его «воплощением зла» и «искусителем»; агадические и коранические легенды считали змея падшим ангелом, который не захотел подчиниться человеку, завидуя ему; а в христианской традиции прочно утвердилось отождествление змея с дьяволом, только принявшем обличье змея. Агадические рассказы при этом пытались психологически объяснить поведение персонажей повествования: так, по одному из них, змей дотронулся до запретного дерева, но остался в живых, чем и продемонстрировал несостоятельность опасений жены; по другому – он толкнул жену так, что она сама коснулась дерева, увидев при этом ангела смерти, но она сказала себе: если я умру, Бог создаст Адаму другую жену, так дам я и ему отведать плода – тогда мы или умрём, или останемся живы.
Отведав плода, жена дала его мужу, и тот также попробовал его. После этого у них обоих открылись глаза на собственную наготу, которой они раньше не замечали («И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились»); они узнали чувство стыда и прикрылись листьями смоковницы («фиговый листок»): «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Бог узнал об их прегрешении не сразу: вечером, когда он прогуливался по саду, люди спрятались от него, но Бог призвал человека к себе, и уже из его ответов узнал, что его заповедь была нарушена: «И услышали [люди] голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от древа, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».
Здесь в легенде снова возникает некоторое несоответствие жреческому сюжету о сотворении мира и людей: там Бог рисуется непознаваемым, всемогущим и всезнающим; но, тем не менее, он ничего не знает о прегрешении человека, и всё узнает только из ответов Адама. После этого он поступает как справедливый судья, вынося «наказание по справедливости» и налагая проклятия последовательно на змея, жену и мужа: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты перед скотами и перед всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; тернии и волчицы произрастёт она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
Таким образом, проклятие божественного судьи давало объяснение и странному способу передвижения змеев, загадочности их питания и неприязни людей к этим пресмыкающимся; и тому, что человек должен терпеть лишения и добывать себе пропитание тяжёлым трудом (рассказ вообще внушает мысль, что земля стала уделом людей в наказание); и тому, что жена должна во всём слушаться мужа и рожать ему детей в муках (в христианстве библейское предание, изображавшее в качестве «прельстившегося» не «мужа», а «жену», использовалось для подчёркивания особой «греховности» женщины и обоснования её подчинённого положения).
Эпилог сказания о «грехопадении», по мнению некоторых исследователей-библеистов, был составлен из двух рассказов. Согласно первой версии, после проклятья Господь выгнал людей из Эдемского сада и поставил у входа привратника-херувима, чтобы не допустить их возвращения обратно. По второй версии, в саду Эдемском находилось не только дерево познания добра и зла, но также и некое древо жизни, на плодах которого также лежал запрет (хотя исконно, по-видимому, речь шла об одном и том же дереве); и Яхве, опасаясь, как бы люди не вкусили и от его плодов тоже, получив таким образом вечную жизнь и совершенно не уподобились богу, оставил людей в саду, но поставил охранять доступ к дереву чудесный огненный меч. В книге бытия оба этих рассказа слиты вместе: «И сделал господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их И сказал Господь Бог: вот, Адам, стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама и поставил на Востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч, обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
После «грехопадения», как гласят мифы, Адам жил еще много лет и имел потомство – сыновей и дочерей: «Адам жил сто тридцать лет, и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарёк ему имя: Сиф. Дней Адама по рождению им Сифа было восемьсот лет; и родил он сыновей и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (далее продолжается родословие потомков Сифа; рассказ же о Каине, как старшем сыне Адама, имеющийся в каноническом тексте Библии, исконно, по-видимому, не был связан со сказанием об Адаме). Согласно библейской традиции, от сыновей и дочерей Адама и зародился человеческий род.
Жизнь Адама и Евы составила текст апокрифического «Жития», имеющего несколько версий и созданного в Иудее во 2-ой пол. 1 в. до н.э. – 1-й пол. 1 в. н.э. Христианскими являются эфиопский и арабский переводы, вероятно, непосредственно с еврейского – утраченного подлинника. Рано появившаяся в греческое время версия была уже в 4 в. переведена на латинский язык и затем на многие языки Западной Европы. Содержание «Жития Адама и Евы» сводится к следующему: Адам и Ева после изгнания из рая каются, дав обет стоять порознь 40 (или 37) дней в реках Тигр и (или) Иордан (причём согласно сказанию, они и в раю обитали раздельно: Адам – среди животных самцов, Ева – среди самок); сатана вновь обольщает Еву и тем самым мешает покаянию; потом у Адама и Евы рождаются Каин и Авель, и один из них убивает другого; затем рождается Сиф (Шет) и другие дети; Адаму предсказана смерть и он заболевает; Ева посылает Сифа, их сына, за «маслом жизни», которое течет «из древа милосердия», растущего в раю но достать его невозможно, и Адам умирает на 930-м году жизни (70 лет он, по еврейской легенде, «уступил» Давиду). После его смерти ангелы молят Бога о прошении греха Адама; он прощен, и ангелы просят разрешения похоронить трупы Адама и Авеля в раю. Через шесть дней после Адама умирает Ева, успев завещать своим детям высечь на камне житие первых людей. Адаму и Еве дано заверение о том, что грядущий «сын божий» (Иисус Христос) их спасёт.
Библейские тексты и толкования библейских текстов нередко обращали внимание на противоречия в преданиях об Адаме и комментировали спорные положения. Так, например, буквальное толкование текста о происхождении человека (Быт. 2, 18), допускающее чье-то участие в сотворении Адама Богом (совет Бога с кем-то), породило предание о том, что небесный совет будто разошёлся во мнении по вопросу, стоит ли вообще создавать человека; одновременно была сделана попытка устранить противоречие в вопросе создания Адама волей одного только Бога-творца: «ангелы рассматривались как ипостаси – аллегории божьих качеств, так что Бог как бы совещался сам с собой».
Появлялись со временем также и другие подробности, связанные с сотворением и жизнью Адама. Так, у некоторых толкователей Адам рассматривался как существо двуполое или бесполое. По другой версии, Адам и его жена были сотворены двадцатилетними, т.е. в самом зрелом возрасте; при этом, предвосхищая подозрения о характере их сношений, комментаторы указывают, что изгнание их из рая последовало сразу же после того как они увидели себя нагими, так что в раю не было совокупления. Согласно одной из легенд, первой женой Адама была не Ева, а Лилит: Бог, сотворив Адама, сделал ему жену из глины и назвал её Лилит, но у Адама и Лилит сразу же возник спор, так как Лилит утверждала, что они равны, будучи оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела, но вскоре её настигли три ангела, посланные Богом, и когда она отказалась вернуться (заявив, что создана, чтобы вредить новорожденным), ангелы взяли с неё клятву, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена; помимо этого, в наказание, у Лилит должно ежедневно умирать сто из её детей. По-видимому, на основе этой легенды возникло предание о том, что Адам, сожительствуя с Лилит, породил злых духов.
Согласно некоторым толкователям, Адам исконно был великаном – его тело простиралось от земли до неба (в этом фольклористы видят влияние иранской мифологии); но впоследствии, после грехопадения, он стал ниже ростом. Адам также представлялся также провидцем, которому Бог открыл будущее рода людского, мудрым мужем, владевшим «всеми 70 языками мира» (хотя и непонятными остаются вопросы, откуда взялись эти языки, и у кого же он им научился, когда ему ещё не у кого было учиться). По одному из преданий, которое должно было подтвердить мудрость Адама, Сатана не справился с наименованием животных, а Адаму это удалось, и этим бог доказал превосходство земного человека над ангелами; Сатана был в отчаянии, так как человек оказался сильней, и отсюда возникла зависть и вражда Сатаны по отношению к роду людскому.
Представления об Адаме и Еве получили дальнейшее развитие в христианстве. В евангелиях Иисус Христос называет себя «Сын человеческий» (арам. bar’enas, евр. ben’ādām, «сын Адама»). Богоподобность Адама в библейских представлениях, с одной стороны, и двойственность его природы, с другой, позволили соотнести новозаветного «сына человеческого» с ветхозаветным Адамом, что в значительной мере сказалось на понимании образа Адама христианством. В генеалогии Иисуса (Лук. 3, 23-28) Христос – прямой потомок Адама, Авраама и царя Давида: «Иисус начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосиф, Илиев… Давидов, … Аврамов, … Сифов, Адамов, Божий». Это само по себе указывало на человеческое и еврейское, притом царское происхождение Иисуса Христа. Но одновременно в Евангелиях развивалось учение о Христе (идущее от Павла) как о «втором Адаме», «новом Адаме». Жизнь Адама как бы предопределила то, что должно было свершиться с родом человеческим в будущие времена – времена грядущего «второго», или «нового», Адама. Общность судьбы Адама и Иисуса усматривалась толкователями Библии, например, в искушениях, которым подвергался и тот, и другой со стороны сатаны-дьявола; однако лишь «второй Адам» преодолел их и тем самым явился спасителем рода человеческого от «первородного греха». В основе типологического отождествления Адама и Христа лежало апокалипсическое восприятие и библейского Адама (как родоначальника людей), и нового Адама (как спасителя рода человеческого); при этом Христос осмыслялся как своего рода антитип Адама: если Адам впал в первородный грех и обрёк таким образом человечество на смерть, то «новый Адам» пришёл, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству «жизнь вечную» («как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут»). Точно так же соотносились в христианской традиции Ева и Мария («новая Ева»): вторая, своим послушанием и покорностью воле Божьей, как бы искупала грех первой.
Типологическое совмещение образов Адама и Христа часто проявлялось в христианском богословии и иконографии. Так, например, место распятия Христа – Голгофа (букв. «место черепа») подчас изображалось и как могила Адама (ср. русский духовный стих о «Голубиной книге», в которой говориться, что крест с распятым Христом стоял на «святой главе Адамовой»), а у ног распятого часто рисовали череп – подразумевалось, что это череп Адама. В сюжете сошествия в ад воскресший Христос освобождает из преисподней в числе других и прощеного Адама.
читать дальшеВ Библии (Книге Бытия) имеется два основных сказания о сотворении человека Богом; они слиты вместе и одно из них является как бы уточнением другого. Одно сказание, народное, содержит рассказ о создании Богом мужчины из праха и дыхания жизни, а жены – из его ребра: «… и не было человека для возделывания земли. И создал Бог Яхве человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою… И сказал Бог Яхве: нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Бог Яхве образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навёл Бог Яхве на человека крепкий сон, и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию. И создал Бог Яхве из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепиться к жене своей, и будет одна плоть».
Другое сказание, жреческое, принадлежит к более позднему пласту библейских текстов, носит богословских характер и «исходит из сложившегося у израильтян в первом вавилонском плену представления о Боге как творце вселенной»; в нём сотворением людей завершается шестидневное творение мира Богом: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину и сотворил их. И благословил их Бог, и сказал Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Оба сказания, предписывая поведение человека, дали объяснение этим предписаниям, связав их с происхождением человека и т.д.; например, процессом творения они объясняли причину привязанности мужа и жены, ритуал питания (запрет употреблять в пищу кровь) и т.д. Однако при этом содержание этих сказаний несколько расходится по ряду мотивов. Например, по одному сказанию, человек «образован» из «праха земного» и «дыхания жизни», природа его двояка (плоть от праха, душа – из дыхания божьего); он создан прежде всего сущего, чтобы возделывать землю, а уже после него, затем, чтобы он не был одинок, Богом создаются растительность и животные (которым он дает имена, участвуя, таким образом в творении мира), и в заключение – женщина, помощница и жена человека. В другом же сказании человек богоподобен и, вместе со всем мирозданием сотворён из ничего силой «Божьего слова»; при этом мужчина и женщина созданы одновременно и в завершение замысла божьего, в последний день творения накануне субботы, и благословлены Богом на размножение и владычество над рыбами, птицами, скотом, гадами и всей землёю.
В принципе, все эти библейские мифы вполне согласуются с многочисленными антропогоническими мифами многих других народов. Так, сотворение человека из земли или глины встречается в египетских и шумеро-аккадских мифах; в частности, известно аккадское сказание о сотворении людей из глиняных статуэток: люди при этом создавались парами, а жизнь в них была вселена через пуповины (кстати, вопрос о том, имел ли пуповину Адам, не рождённый, но сотворённый высшей силой, веками обсуждался христианскими богословами и волновал иконописцев: например, на французской миниатюре XI века изображен Бог, перстом создающий углубление на животе глиняного Адама). Аккадский Мардук создал человека из глины, смешанной с кровью первобытного чудища Кингу; Иоскеха, демиург у гуронов, вылепил людей из глины по своему отражению в воде; египетский Хнум лепил людей на гончарном круге. Вообще, в мифологической модели мира человечество традиционно связывалось с землёй, «средним» миром; и эта идея нашла отражение в преданиях практически всех народов мира. Так, например, в варианте шумерского мифа Энки, бог-творец, выпускает людей из земли, проделав в ней отверстие мотыгой; у народов Тропической Африки первопредок Калунга сам выходит из земли, а затем творит первые человеческие пары. По другим мифам, богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Фактически, в основе всех этих мифов лежало представление о браке неба и земли: небо, проливая дождь, оплодотворяет землю, после чего она «родит», производя на свет всё живое.
Те же представления об устройстве мира и о плодородии земли, по-видимому, стали основой и для библейских мифов: Адам, вылепленный из земли (глины, «праха»), был как бы сыном земли и неба (тело от земли, дух – от небесного божества). Само имя Адама, по-видимому, также было связано с землёй (жен. род евр. ‘adamah означает «земля», первоначально, возможно, «краснозём»; так же как латинское homo, «человек» связано с humus, «земля»).
Миф о сотворении женщины из ребра мужчины, в принципе, мог быть отражением имевшегося к тому времени опыта размножения лозы от черенка. Впрочем, по мнению многих исследователей, здесь более вероятна другая версия, по которой сюжет о создании Евы из ребра был заимствован из шумерского предания о боге Энки, для исцеления больного ребра (на шум. яз. – «ти») которого была создана богиня – исцелительница ребра, предположительно, по имени Нин-ти. Шумерское слово «ти» означало не только «ребро», но и «давать жизнь» (так же, как в русском языке слово «живот», прежде означало и часть тела, и саму жизнь): имя же Евы (Хаввы), «женщины их ребра», как раз и означало «дающая жизнь».
О последующей судьбе первой человеческой пары повествует сказание, первоначально не связанное с рассказом о творении, но объединённое с ним в каноническом тексте Библии и представленное в книге Бытия, – сказание о том, как поддавшаяся искушению змея «жена» (Ева), а за ней и «муж», «человек» (Адам) вкусили в «саду эдемском» (раю) запретный плод с древа познания добра и зла, нарушив предписание Бога, что имело роковые последствия для Адама, Евы и всего человеческого рода: в наказание за прегрешение человек лишившийся бессмертия и (по одной из версий) изгнанный вместе с женой из рая, был обречён «в поте лица» добывать свой хлеб. Этот сюжет в христианском богословии был истолкован как «грехопадение», «первородный грех», исказивший «исконную природу» человека, созданного вначале невинным и безгрешным, его «богоподобие»; искупил же этот грех своей смертью Иисус Христос, «сын человеческий». Спасение человека от последствий «первородного греха» и католическая, и православная традиции видели в акте крещения, устанавливающим причастность крещеного к Иисусу Христу («новому Адаму»).
Согласно сказанию о «грехопадении», Бог Яхве, насадивший в начале времён сад в Эдеме на востоке и поместивший там созданного им человека, чтобы тот возделывал и охранял его, позволил человеку есть «от всякого дерева в саду», кроме дерева познания добра и зла, предупредив, что, если запрет будет нарушен, человек умрёт: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь».
Однако запрет был нарушен, так как змей (по-еврейски слово мужского рода), самый хитрый из всех «зверей полевых», созданных Яхве, знал правду о том, что от запретного плода люди не умрут, как угрожал Яхве, но лишь: «познают добро и зло», и он обольстил жену, использовав её наивность и намеренно исказив содержание запрета: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое посреди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».
Немотивированность поведения змея впоследствии дала повод считать его «воплощением зла» и «искусителем»; агадические и коранические легенды считали змея падшим ангелом, который не захотел подчиниться человеку, завидуя ему; а в христианской традиции прочно утвердилось отождествление змея с дьяволом, только принявшем обличье змея. Агадические рассказы при этом пытались психологически объяснить поведение персонажей повествования: так, по одному из них, змей дотронулся до запретного дерева, но остался в живых, чем и продемонстрировал несостоятельность опасений жены; по другому – он толкнул жену так, что она сама коснулась дерева, увидев при этом ангела смерти, но она сказала себе: если я умру, Бог создаст Адаму другую жену, так дам я и ему отведать плода – тогда мы или умрём, или останемся живы.
Отведав плода, жена дала его мужу, и тот также попробовал его. После этого у них обоих открылись глаза на собственную наготу, которой они раньше не замечали («И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились»); они узнали чувство стыда и прикрылись листьями смоковницы («фиговый листок»): «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Бог узнал об их прегрешении не сразу: вечером, когда он прогуливался по саду, люди спрятались от него, но Бог призвал человека к себе, и уже из его ответов узнал, что его заповедь была нарушена: «И услышали [люди] голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от древа, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».
Здесь в легенде снова возникает некоторое несоответствие жреческому сюжету о сотворении мира и людей: там Бог рисуется непознаваемым, всемогущим и всезнающим; но, тем не менее, он ничего не знает о прегрешении человека, и всё узнает только из ответов Адама. После этого он поступает как справедливый судья, вынося «наказание по справедливости» и налагая проклятия последовательно на змея, жену и мужа: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты перед скотами и перед всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; тернии и волчицы произрастёт она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
Таким образом, проклятие божественного судьи давало объяснение и странному способу передвижения змеев, загадочности их питания и неприязни людей к этим пресмыкающимся; и тому, что человек должен терпеть лишения и добывать себе пропитание тяжёлым трудом (рассказ вообще внушает мысль, что земля стала уделом людей в наказание); и тому, что жена должна во всём слушаться мужа и рожать ему детей в муках (в христианстве библейское предание, изображавшее в качестве «прельстившегося» не «мужа», а «жену», использовалось для подчёркивания особой «греховности» женщины и обоснования её подчинённого положения).
Эпилог сказания о «грехопадении», по мнению некоторых исследователей-библеистов, был составлен из двух рассказов. Согласно первой версии, после проклятья Господь выгнал людей из Эдемского сада и поставил у входа привратника-херувима, чтобы не допустить их возвращения обратно. По второй версии, в саду Эдемском находилось не только дерево познания добра и зла, но также и некое древо жизни, на плодах которого также лежал запрет (хотя исконно, по-видимому, речь шла об одном и том же дереве); и Яхве, опасаясь, как бы люди не вкусили и от его плодов тоже, получив таким образом вечную жизнь и совершенно не уподобились богу, оставил людей в саду, но поставил охранять доступ к дереву чудесный огненный меч. В книге бытия оба этих рассказа слиты вместе: «И сделал господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их И сказал Господь Бог: вот, Адам, стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама и поставил на Востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч, обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
После «грехопадения», как гласят мифы, Адам жил еще много лет и имел потомство – сыновей и дочерей: «Адам жил сто тридцать лет, и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарёк ему имя: Сиф. Дней Адама по рождению им Сифа было восемьсот лет; и родил он сыновей и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (далее продолжается родословие потомков Сифа; рассказ же о Каине, как старшем сыне Адама, имеющийся в каноническом тексте Библии, исконно, по-видимому, не был связан со сказанием об Адаме). Согласно библейской традиции, от сыновей и дочерей Адама и зародился человеческий род.
Жизнь Адама и Евы составила текст апокрифического «Жития», имеющего несколько версий и созданного в Иудее во 2-ой пол. 1 в. до н.э. – 1-й пол. 1 в. н.э. Христианскими являются эфиопский и арабский переводы, вероятно, непосредственно с еврейского – утраченного подлинника. Рано появившаяся в греческое время версия была уже в 4 в. переведена на латинский язык и затем на многие языки Западной Европы. Содержание «Жития Адама и Евы» сводится к следующему: Адам и Ева после изгнания из рая каются, дав обет стоять порознь 40 (или 37) дней в реках Тигр и (или) Иордан (причём согласно сказанию, они и в раю обитали раздельно: Адам – среди животных самцов, Ева – среди самок); сатана вновь обольщает Еву и тем самым мешает покаянию; потом у Адама и Евы рождаются Каин и Авель, и один из них убивает другого; затем рождается Сиф (Шет) и другие дети; Адаму предсказана смерть и он заболевает; Ева посылает Сифа, их сына, за «маслом жизни», которое течет «из древа милосердия», растущего в раю но достать его невозможно, и Адам умирает на 930-м году жизни (70 лет он, по еврейской легенде, «уступил» Давиду). После его смерти ангелы молят Бога о прошении греха Адама; он прощен, и ангелы просят разрешения похоронить трупы Адама и Авеля в раю. Через шесть дней после Адама умирает Ева, успев завещать своим детям высечь на камне житие первых людей. Адаму и Еве дано заверение о том, что грядущий «сын божий» (Иисус Христос) их спасёт.
Библейские тексты и толкования библейских текстов нередко обращали внимание на противоречия в преданиях об Адаме и комментировали спорные положения. Так, например, буквальное толкование текста о происхождении человека (Быт. 2, 18), допускающее чье-то участие в сотворении Адама Богом (совет Бога с кем-то), породило предание о том, что небесный совет будто разошёлся во мнении по вопросу, стоит ли вообще создавать человека; одновременно была сделана попытка устранить противоречие в вопросе создания Адама волей одного только Бога-творца: «ангелы рассматривались как ипостаси – аллегории божьих качеств, так что Бог как бы совещался сам с собой».
Появлялись со временем также и другие подробности, связанные с сотворением и жизнью Адама. Так, у некоторых толкователей Адам рассматривался как существо двуполое или бесполое. По другой версии, Адам и его жена были сотворены двадцатилетними, т.е. в самом зрелом возрасте; при этом, предвосхищая подозрения о характере их сношений, комментаторы указывают, что изгнание их из рая последовало сразу же после того как они увидели себя нагими, так что в раю не было совокупления. Согласно одной из легенд, первой женой Адама была не Ева, а Лилит: Бог, сотворив Адама, сделал ему жену из глины и назвал её Лилит, но у Адама и Лилит сразу же возник спор, так как Лилит утверждала, что они равны, будучи оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела, но вскоре её настигли три ангела, посланные Богом, и когда она отказалась вернуться (заявив, что создана, чтобы вредить новорожденным), ангелы взяли с неё клятву, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена; помимо этого, в наказание, у Лилит должно ежедневно умирать сто из её детей. По-видимому, на основе этой легенды возникло предание о том, что Адам, сожительствуя с Лилит, породил злых духов.
Согласно некоторым толкователям, Адам исконно был великаном – его тело простиралось от земли до неба (в этом фольклористы видят влияние иранской мифологии); но впоследствии, после грехопадения, он стал ниже ростом. Адам также представлялся также провидцем, которому Бог открыл будущее рода людского, мудрым мужем, владевшим «всеми 70 языками мира» (хотя и непонятными остаются вопросы, откуда взялись эти языки, и у кого же он им научился, когда ему ещё не у кого было учиться). По одному из преданий, которое должно было подтвердить мудрость Адама, Сатана не справился с наименованием животных, а Адаму это удалось, и этим бог доказал превосходство земного человека над ангелами; Сатана был в отчаянии, так как человек оказался сильней, и отсюда возникла зависть и вражда Сатаны по отношению к роду людскому.
Представления об Адаме и Еве получили дальнейшее развитие в христианстве. В евангелиях Иисус Христос называет себя «Сын человеческий» (арам. bar’enas, евр. ben’ādām, «сын Адама»). Богоподобность Адама в библейских представлениях, с одной стороны, и двойственность его природы, с другой, позволили соотнести новозаветного «сына человеческого» с ветхозаветным Адамом, что в значительной мере сказалось на понимании образа Адама христианством. В генеалогии Иисуса (Лук. 3, 23-28) Христос – прямой потомок Адама, Авраама и царя Давида: «Иисус начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосиф, Илиев… Давидов, … Аврамов, … Сифов, Адамов, Божий». Это само по себе указывало на человеческое и еврейское, притом царское происхождение Иисуса Христа. Но одновременно в Евангелиях развивалось учение о Христе (идущее от Павла) как о «втором Адаме», «новом Адаме». Жизнь Адама как бы предопределила то, что должно было свершиться с родом человеческим в будущие времена – времена грядущего «второго», или «нового», Адама. Общность судьбы Адама и Иисуса усматривалась толкователями Библии, например, в искушениях, которым подвергался и тот, и другой со стороны сатаны-дьявола; однако лишь «второй Адам» преодолел их и тем самым явился спасителем рода человеческого от «первородного греха». В основе типологического отождествления Адама и Христа лежало апокалипсическое восприятие и библейского Адама (как родоначальника людей), и нового Адама (как спасителя рода человеческого); при этом Христос осмыслялся как своего рода антитип Адама: если Адам впал в первородный грех и обрёк таким образом человечество на смерть, то «новый Адам» пришёл, чтобы очистить людей от греха и дать человечеству «жизнь вечную» («как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут»). Точно так же соотносились в христианской традиции Ева и Мария («новая Ева»): вторая, своим послушанием и покорностью воле Божьей, как бы искупала грех первой.
Типологическое совмещение образов Адама и Христа часто проявлялось в христианском богословии и иконографии. Так, например, место распятия Христа – Голгофа (букв. «место черепа») подчас изображалось и как могила Адама (ср. русский духовный стих о «Голубиной книге», в которой говориться, что крест с распятым Христом стоял на «святой главе Адамовой»), а у ног распятого часто рисовали череп – подразумевалось, что это череп Адама. В сюжете сошествия в ад воскресший Христос освобождает из преисподней в числе других и прощеного Адама.
Шарапова Н.С. Краткая энциклопедия славянской мифологии, АСТ:М., 2001
@музыка: Sandra - Hi Hi Hi
@темы: Полка с книгами, Полка с мифологией